| Главный портал Ярославля: | - Сделать стартовой | - В избранное | - Контакты | - Карта сайта |
|
История ЯрославляЯрославль по праву считается жемчужиной в «Золотом кольце» древнерусских городов, одной из архитектурных столиц России. С высокого обрывистого мыса на правобережье Волги, у места слияния с ней реки Которосли, открываются великолепные виды на необъятные дали Заволжья, на панораму города, украшенную цепью величественных храмов. Здесь, на Стрелке, начиналась многовековая история Ярославля. Почти 1000 лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейший городов Северо-Восточной Руси - Ростову Великому, основал здесь город- крепость и назвал его «во свое имя». Раньше на этом месте находилось поселение язычников, «рекомое Медвежий угол». Его жители, потомки угро-финских племен, смешавшимся с пришлым славянским населением, занимались земледелием, охотой и рыболовством. Вокруг, в радиусе 10-12 километров, существовало еще несколько таких же селищ, обитатели которых оставили грандиозные некрополи. Согласно преданию, князь Ярослав покорил местных жителей, убив священного зверя- медведя. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру». Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медвидицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс. В XI-XII веках Ярославль оставался сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого. Временем наивысшего расцвета Ярославля в домонгольский период было время правления ростовского князя Константина Всеволодовича и его сына Всеволода. Именно в это время город все чаще упоминается на страницах летописей. В 1218 князь Константин разделил свои владения между двумя сыновьями: «посла сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода- на Ярославль». Так Ярославль стал «стольным градом» самостоятельного удельного княжества. Возвышение города определило начало больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию княжеской резиденции на Стрелке. Ее облик можно воссоздать по летописным источникам и данным археологических раскопок. Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними высился двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями. Появляются и первые каменные сооружения- нарядные величественные храмы в кремле и Спасо-Преображенском монастыре. В начале XIII Ярославль разросся далеко за пределы крепости. О размерах Ярославля этих лет можно судить по летописному известию об огромном пожаре 1222 года, когда «град Ярославль мало не весь погоре и церкви изгоре17, двор же княжь... избы огня». Такое количество храмов само по себе свидетельствует о значительной величине города. Спасский монастырь, расположенный у главной переправы через Которосль, охранял западные подступы к городу. С севера его защищал Петровский монастырь, возникший в начале XIII века в полутора километрах от кремля вверх по течению Волги. В дальнейшем застройка Ярославля развивалась в пределах треугольника между кремлем, Спасским и Петровским монастырями. Впоследствии этот участок стал основной территорией городского посада. При князе Константине Всеволодовиче, библиографе и покровителе искусств, кого летописец назвал «вторым Соломоном», Спасский монастырь стал крупнейшим культурным центром края. По преданию, в монастырской библиотеке, где велась переписка книг, хранилось большое собрание русских и греческих рукописей. Здесь могло быть создано и сохранившееся доныне Спасское евангелие (1-я половина XIII века) с двумя прекрасными миниатюрами, изображающими евангелистов Марка и Луку. В связи со строительством новых храмов в Ярославле большое значение приобрела иконопись. Местные иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастрестве их создателей, о глубоких знаниях лучших достижений искусства Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества. Исполненные в разной художественной манере, они свидетельствуют о широте творческих возможностей ярославских мастеров. Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был разорен и сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. Один из самых кровопролитных боев с татарами произошел, по преданию, 3 июля 1257 года. Ярославцы понесли в нем огромные потери. С тех пор место боя- невысокая гора за Которослью, хорошо видимая со Стрелки- стала называться Туговой, что в переводе со старославянского означает Скорбная. Но неудачи не останавливали жителей свободолюбивого города. В победоносной Куликовской битве ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге войска Дмитрия Донского. Художественная жизнь Ярославля не замирала даже во времена татаро-монгольского ига. Об этом свидетельствуют произведения иконописи и миниатюры, сохранившиеся до наших дней. Крупнейшим центром культуры и искусства оставался Спасский монастырь. Его великолепное рукописное Федоровское евангелие (2-я половина XIV века) свидетельствуют о сохранении здесь лучших традиций домонгольского наследия. В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. Ярославлю была отведена почетная роль «государевой вотчины». Московские цари в духовных грамотах завещали город с волостями прямым наследникам престола. Начало XVI века ознаменовалось в Ярославле большими строительными работами, которые проводились по инициативе московского правительства. После огромного пожара в 1501 года по указу великого князя Василия III столичными мастерами был выстроен новый городской Успенский собор в кремле, заменивший собой разрушенную во время пожара княжескую церковь XIII века. Долгие годы собор оставался архитектурным центром Ярославского кремля. Впоследствии неоднократно перестраивающийся, этот интересный памятник, к сожалению, не дошел до наших дней. Вторым по значению архитектурным комплексом города, его главным культурным и духовным центром продолжал оставаться Спасский монастырь, которому покровительствовали великие князья московские. В начале XVI века здесь был создан прекрасный ансамбль каменных зданий, украшенных фресковой живописью. Судьба монастырских построек оказалась более удачной, чем собора в кремле. Сохранившиеся и восстановленные, они являются сегодня единственными в Ярославле монументальными памятниками XVI века. Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание современного Ярославля- Спасо-Преображенский собор, архитектурная «биография» которого насчитывает семь с половиной веков. Он возведен в 1505-1516 годах. Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVI-XVIII веках- и нетитулованных богатых ярославцев. В его стенах до сих пор сохранились мемориальные доски 1652 и 1740 годов. Северная паперть, заменившая в XVII веке первоначальное открытое гульбище, была в свое время монастырской «книгохранительницей». Как предполагают исследователи, здесь в конце XVIII века находилась рукопись «Слова о полку Игореве». Интерьер собора был расписан в 1563-1564 годах мастерами, имена которых сохранились в «клейме» на северо-западном столпе: «...а подписывали мастера московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афанасий да Дементий Исидоровы дети». Благодаря исследованиям последних лет фрески Спасо-Преображенского собора предстают как ценнейшие произведения русской монументальной живописи XVI века. К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной палаты. Трапезная палата была одним из наиболее благоустроенных и богато украшенных зданий своего времени. Зимой она обогревалась теплым воздухом, поступавшим из кухонного очага через отдушины. Еда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стены. Своды, стены, откосы окон палаты были покрытии фресками. В XVI веке это был самый большой и красивый зал в Ярославле, служивший столовой братии этого богатого монастыря. Во время приезда знатных гостей здесь устраивались торжественные приемы. Парадное крыльцо соединяет трапезную палату с настоятельским корпусом. В первом этаже корпуса были хозяйственные подсобные помещения: хлебная, квасоварня, погреба для хранения продуктов; во втором этаже размещались жилые покои настоятеля. Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского монастыря является корпус келий ХVII века. Внутристенные лестницы, многочисленные ниши, тщательно продуманная система отопления, окна, освещающие лестницы и сени, - все свидетельствует о большом опыте строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения планировки жилья. Несмотря на то, что это здание появилось полтораста лет назад после основных сооружений монастыря ( в 1670-е годы), оно не нарушает стилистического единства ансамбля. В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в ХVI веке появились первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к Русскому государству Поволжья. В 1550-1580 годах были возведены первые каменные стены и башни Спасского монастыря, после чего он стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». В начале ХVII века монастырская крепость по своей мощи превосходила обветшавшие укрепления кремля на Стрелке. В период борьбы с польско-литовской интервенцией (1612 год) благоустроенный Спасский монастырь, наиболее надежная цитадель города, стал главной штаб-квартирой Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Именно здесь формировалось народное ополчение, и обитель стала фактическим центром страны. В 1613 году в монастыре останавливался по дороге в Москву Михаил Романов; отсюда была послана грамота, извещавшая о согласии его венчаться на царство. За заслуги в период Смутного времени Спасский монастырь получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса. Монастырские власти развернули большое строительство. Наиболее значительными стали работы по перестройке оборонительных сооружений монастыря в 1612-1646 годах, в большей части сохранившихся до наших дней. С середины ХVI века Ярославль - важный пункт торговых связей централизованного Русского государства со странами Востока( по Волге) и Европы ( через Архангельск - единственный в то время русский морской порт). Иноземные купцы имели в городе свое «подворья», откуда направляли товары в Москву, Кострому, Нижний Новгород и дальше - в Персию. Здесь было развито ремесленное производство, которое находило широкий сбыт по всей стране. Волга изобиловала рыбой: огромный доход казне приносила осетровая и белужья икра. По сбору торговых пошлин в 1634 году город занимал третье место в государстве; по количеству дворов и населению находился на втором месте, уступая первенство лишь Москве. |
| © 2006-2007 ИА "YarLand" - Главный портал Ярославля. Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–29312 от 7 сентября 2007. О проекте | Реклама на портале | Все сервисы |
|