| Главный портал Ярославля: | - Сделать стартовой | - В избранное | - Контакты | - Карта сайта |
|
История Ярославля. Часть 2.Во второй половине ХVI века неизмеримо вырос ярославский посад. Город окружили тесным кольцом многолюдные торгово-ремесленные слободы: Коровники, Стрелецкая, Ямская. Их названия связаны с занятиями местного населения. ХVII столетие - поистине золотой век ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. На средства представителей богатого купечества и других слоев посадского населения возводились многочисленные каменные храмы, нарядно декорированные кирпичным узорочьем и цветными изразцами. В это время в Ярославле сложилась и достигла расцвета самобытная архитектурно-художественная школа. В числе основных художественных богатств Ярославля - стенописи его древних храмов. Ни один русский город не имел такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Ярославские художники обогатили традиционную христианскую тематику элементами национального быта, отразив в своем творчестве новое мироощущение, близкое и понятное торгово-ремесленному люду. Вышедшие из народной среды, они изображали на фресках жатву, пахоту, пиры, свадьбы, иллюстрировали популярные литературные сюжеты, тем самым показывая жизнь Руси во всем ее многообразии. В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы могущественных купеческих династий, сохранился ряд памятников, открывших период расцвета ярославского каменного зодчества. Поистине жемчужиной древнерусской архитектуры можно назвать церковь Ильи Пророка. Постройка храма начата в 1647 году купцами Скрипиными. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами. Его композицию дополняют два белоснежных шатра - на колокольне и приделе Ризположения. Церковь Ильи Пророка славится и своим внутренним убранством. Стены, своды, откосы - все свободное пространство заполнено росписями, которые были выполнены в 1680-1681 годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Фресковая роспись располагается крупными широкими поясами в четыре яруса. Первый ярус занимают композиции на евангельские сюжеты, во втором ярусе - деяния апостолов, в третьем - житие и чудеса пророка Ильи, в нижнем, в четвертом ярусе - деяния его ученика Елисея. Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям ХVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля. Во второй половине ХVII века на правом берегу Волги сложился один из наиболее выдающихся архитектурных памятников- ансамбль в Коровницкой слободе, выделяющийся необычностью композиции и изысканностью силуэта. Ансамбль, состоящий из двух церквей ( теплый храм Владимирской Божьей Матери и холодный храм Иоанна Златоуста), колокольни и святых ворот, формировался на протяжении полувека в результате коллективного творчества нескольких поколений ярославских зодчих. Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687) - вершина ярославского зодчества ХVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих пятнадцати глав, церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров, росписей. Стенопись Предтеченского храма- настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. Подлинным шедевром ярославских ювелиров-серебряников считается кадило из церкви. На левом берегу Волги в пределах городской черты расположен уникальный ансамбль Толгского монастыря ( ХVII-ХIХ века). Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале ХIV века ростовским епископ Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. В 1314 году Трифон, объезжая епархию, остановился на ночлег на берегу Волги возле устья несуществующей ныне реки Толги. В полночь он проснулся от яркого света и увидел на противоположном берегу сияние. Через реку к нему тянулся неизвестно откуда взявшийся мост. Перейдя мост, владыка обнаружил, что сияние исходит от образа Богоматери, находившегося в ветвях дерева. На следующий день Трифон и его спутники заложили на этом месте храм. Икона, положившая начало обители, сохранилась доныне, а 19 августа - день ее чудесного обретения - стал торжественным праздником Толгского монастыря. Сейчас это женский монастырь, в нем живет более ста сестер. Архитектурным центром ансамбля является Введенский собор (1681-1688 годы); к югу от собора сохранилась древнейшая постройка - Крестовоздвиженская церковь с трапезной. Одна из самых интересных построек - Спасская церковь с больничными палатами (1710-е годы) - единственный значительный памятник стиля «московского барокко» во всем ярославском зодчестве. На территории ансамбля Толгского монастыря находится и один из древнейших памятников отечественного садово-паркового искусства - кедровый сад (2-я половина ХVII века). Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли горделиво возвышается церковь Николы Рубленый город, сохранившая в своем названии память о месте, где ее возвели в 1695 году. Церковь Николы Рубленый Город - единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля ХVII века. Она строилась на средства судостроителей, чьи верфи располагались здесь же, под обрывом. Скромная по декоративному оформлению, церковь Николы Рубленый Город выделяется среди других храмов Ярославля гармоничностью и изысканностью пропорций. Двадцать пять лет (1657-1682) ушло на возведение в городе церкви Михаила Архангела, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества ХVII века. Как и другие ранние ярославские церкви, это четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, с северным приделом в идее башни, с тяжелой квадратной ярусной колокольней и шатровым крыльцом. С более поздними культовыми сооружениями этот памятник роднят крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над мелкими декоративными замерами. Зеленые изразцы на фасадах крыльца - одни из самых древних в Ярославле. В верхней галерее сохранился замечательный перспективный портал с тончайшим кирпичным орнаментом и росписью. Его кованая дверь украшена подсвеченной слюдой в прорезных круглых медальонах. В 1731 году интерьер церкви Михаила Архангела был расписан артелью художников во главе с известным мастером Федором Федоровым в несколько наивной манере, напоминающей народный лубок. Один из красивейших памятников Ярославля - возведенная в 1672 году церковь Спаса на Городу. К северной стороне этого четырехстолпного пятиглавого храма примыкает небольшой придел с шатровым завершением; с южной располагается другой придел, более длинный и низкий. Невысокая шатровая колокольня на северо-западном углу здания разделяет галереи. Барабаны с главами по своей высоте превосходят основной клуб сооружения. За время существования церковь неоднократно перестраивалась. В 80-е годы ХVII века проемы первоначально открытой северной галереи были заложены, в ХIХ веке переделан южный придел, к западному фасаду пристроена новая паперть со входом. Стенопись Спасской церкви выполнена за очень короткий срок - с 12 июня по 2 августа 1693 года двадцатью двумя мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым; по своему стилю и тематике она типична для ярославской живописной школы конца ХVII века. Стены разбиты на семь узких ярусов: в четырех верхних иллюстрируется земная жизнь Христа, в пятом и шестом раскрывается «История животворящего Христа». В цикле, посвященного принятию христианства византийским царем Константином и царицей Еленой, талантливо и самобытно написаны многочисленные битвы, торжественные церемонии, строительные работы, сложные пейзажи. В евангельские сюжеты внесены детали народного быта (царица Елена отправляется в Палестину в крестьянской телеге; церкви, основанные ею на Святой земле, напоминают простые деревянные срубы ярославского посада). Не меньший интерес представляют и другие ярославские храмы: церковь Богоявления, церковь Дмитрия Солунского, Петропавловская церковь (ХVII век), ансамбль церкви Сретенья (ХIХ век) и др. Во второй половине ХVII века многие русские города, ставшие губернскими, изменили свой облик - была произведена их перепланировка. Получил свой регулярный план и Ярославль (1778 год). В целостной пространственной композиции учитывались основные архитектурные сооружения города, но в корне менялась его средневековая схема. Был создан новый центр, главенствующее значение в котором приобрели три переходящие друг в друга площади - Ильинская (ныне Советская), Плацпарадная (Демидовский сквер) и Соборная (Стрелка); построены новые жилые и общественные здания в стиле классицизма, благоустроена набережная Волги. С Основанием Петербурга - нового морского порта - Ярославль теряет свое прежнее ведущее значение на главном пути внешней торговли России с Западом, но начинает развиваться как промышленный город. В ХIХ - начале ХХ века происходит окончательное оформление внешнего облика города. Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского севера». Гордостью города являются его музеи. Главным музеем ярославской области по праву считается историко-архитектурный музей-заповедник. Расположен он на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Созданный в 1895 году, музей обладает обширными коллекциями, представляющими огромную историческую и художественную ценность. Всего же в городе 6 музеев разного профиля. В Ярославле поднял занавес первый в России профессиональный общедоступный театр (1750 год). Его основатель - актер, режиссер, художник-декоратор и драматург Федор Григорьевич Волков. Неоднократно перестраивавшееся, современное здание театра было открыто в 1911 году. Архитектор И.А. Спирин. Здание ярославского драматического театра и по сей день является украшением города. На площади перед театром установлен памятник Федору Волкову (скульптор А.Соловьев). Ярославль - и сегодня крупный культурный центр России. Улицы, площади и набережные города - своеобразный музей, «экспонаты» которого - прекрасные памятники прошлого. Великолепные архитектурные сооружения оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен величественных храмов теряется чувство времени, явственно ощущается дыхание древней, почти тысячелетней истории Ярославля. Над городом проносились войны, пылали пожары, неоднократно менялся облик его улиц и площадей. Но из поколения в поколения оставалось неизменным значение Ярославля как одной из величайших сокровищниц древнерусского искусства. Город как ценнейший памятник градостроения сохранил здания почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий, поэтому в июне 2005 года исторический центр Ярославля был внесен в список Мирового культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. « Информация о Ярославле « История Ярославля. Часть 1. |
| © 2006-2007 ИА "YarLand" - Главный портал Ярославля. Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–29312 от 7 сентября 2007. О проекте | Реклама на портале | Все сервисы |
|